Виртуальное путешествие по ветке Новосибирск-Алейская

Вы можете участвовать в создании сайта, закачав свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

Строго на юг
  Автор: Николай Губенко.
Карта 0-14км    Я давно собирался начать данный проект по описанию части Турксиба: ветки от знаменитого Транссиба Новосибирск-Алейская, ведь данная ветка соединяет Россию с югом Западной Сибири, Алтаем, Казахстаном, но, к сожалению, не имеет такого большого значения , как Транссиб или БАМ. Но все же я решился рассказать о своей дороге жизни, ведь благодаря ей я выживал, выживаю, и думаю буду долго жить.



Часть первая.
Начало маршрута.

   Нулевой километр данной магистрали начинается от Новосибирска главного, по Транссибу это 3333 км. На неофициальном сайте про Турксиб почему то начало его берется от Семипалатинска, но нумерация начинается от Новосибирска. Но я не буду вдаваться в историю. Всем кому интересно, может прочитать про Турксиб здесь.
   Я ставлю задачу познакомить вас с современным маршрутом, который будет следующим: Новосибирск - Новосибирск южный - Бердск -Искитим -Черепаново- Безменово- Усть- тальменская - Алтайская- Барнаул - Топчиха - Алейская. Вот по этому маршруту мы можем проехать на пригородных поездах. Далее Алейска ходят пригородные грузопассажирские, поэтому мы ознакомимся именно с этим участком, т.к я предполагаю проехать на пригородных:


    Кстати, именно на этом участке мы можем увидеть все 3 вида подвижного состава на очень коротком участке, а именно:
 от Новосибирска до Черепаново мы едем на эл поезде постоянного тока;
 от Черепаново до Барнаула на эл поезде переменного тока;
 а от Барнаула до Алейска на тепловозной тяге.
Как видите, здесь есть о чем рассказать.

В путь-дорогу.


    Вообще самый простой способ проехать, это сесть на поезд № 301 Новосибирск-Алматы, но он идет ночью, поэтому никакой романтики, я же поеду на пригородных, по пути рассказывая о проезжаемых местах.

Юг Новосибирской области


   Итак, мы садимся на пригородный поезд Новосибирск Черепаново, и в 6.36 начинаем свой путь. Проехав множество стрелочных переводов, произведя опробование тормозов, мы не спеша прибываем на о.п. Центр. Данная платформа интересна тем , что она расположена на двух уровнях. Мы отправляемся на юг, поэтому проезжаем по виадуку через пути, идущие на запад. И хотя платформы рядом, вторая имеет название о.п. Правая Обь.
Плавно трогаемся и быстро доезжаем до следующей о.п. - Речной вокзал. Здесь самое интересное в том, что метро стыкуется с пригородными поездами, поэтому пассажирам здесь очень удобно делать пересадку. Вообще по этому направлению идут поезда еще и на Кузбасс. Поэтому здесь большой пассажиропоток.
   Проехав еще немного, мы попадаем на станцию Новосибирск Южный. Данная станция специализируется по разгрузке вагонов и доставке грузов в разные части города. Станция со стороны Оби окружена предприятиями, а со стороны вокзала жилым комплексом. Здание вокзала очень старое (1915г), по размерам небольшое, но благодаря его планировке, в нем сносно можно подождать поезд. Вокзал как и все на пути закрывается в 00.00. и открывается в 5.00 , хотя касса работает круглосуточно.
Следующая оп.Камышенская. Здесь не располагается ничего особенного, поэтому не будем подробно останавливатся на ней. Чуть дальше Камышенской справа по ходу электрички установлен поклонный крест.
Следующая платформа - оп. Разъезд Иня. Он так называется из-за протекающей рядом реки Иня, платформа начинается сразу за мостом. Данная станция интересна тем, что одна ветка идет на юг, а вторая на Кузбасс. Расположение платформ здесь тоже необычное, хотя дальше мы увидим еще более интересные вещи. Если двигаться в сторону Кузбасса, то мы попадем на крупнейшую сортировочную станцию Инская. Здесь сортируют и формируют составы в разных направлениях, но об этом в другой раз. А сейчас продолжим путь.
   Следующий пункт нашего следования ст. Сибирская. От разъезда Иня до станции небольшое расстояние, поэтому его легко можно пройти пешком. Из-за пересечения с грузовым обходом, который пересекает наш путь по мостам, этот отрезок дороги остался однопутным, хотя до разъезда Иня и от Сибирской дорога стала двухпутной. По ходу на юг справа располагается НЭРЗ(Новосибирский ЭлектровозоРемонтный завод), где ремонтируют локомотивы с нашей и соседних дорог. По некоторым данным завод уже является акционированным, но люди пользуются льготами железнодорожников.
Карта 15-32км    Следующая оп Речпорт. Здесь ничего особенного нет, поэтому следующая Матвеевка. На оп Матвеевкa находится лечебный комплекс .Помимо этого здесь в сосновом бору располагается жилой микрорайон, множество дачных участков и поэтому недалеко расположена остановка транспорта. С правой стороны находится магистраль М52 (Новосибирск -Ташанта), она нас будет еще долго сопровождать. От шоссе ответвляется дорога и через переезд уходит к заводу ЖБИ и поселку ЖБИ. Справа за магистралью находится частный сектор, а ближе к Оби - множество дачных обществ.
   Ст. Юность - здесь тоже ничего особенного, только от станции идет ветка на завод ЖБИ, вследствие чего имеется путевое развитие. Я, кстати, забыл сказать, что здесь двухпутное полотно, поэтому станции располагаются соответствующим образом. Еще можно добавить, что здесь же начинается ленточный сосновый бор, вдоль которого и проходит железная дорога.
   Оп Нижняя Ельцовка. Вот именно отсюда начинается Новосибирский Академгородок. Все вокруг окружено лесом. Справа, внизу располагается частный сектор и дачи. Из окна электрички можно увидеть блестящие купола недавно построенной церкви.
Вид на ст.Сеятель из музея ж.д. техники    Далее электричка прибывает на знаменитую станцию Сеятель. На станции стоит небольшое деревянное здание, в котором порой невозможно разместится из-за обилия людей. Неподалеку находится дорога с остановкой автобусов, а в лесу - Институт кровообращения Мешалкина. Данное учреждение является лучшим в Сибири, а может и по России.
   Если пройти немного дальше здания вокзала, то попадете на дорогу, где можно воспользоваться общественным транспортом. Вообще, я люблю бродить по Академгородку пешком, все здесь сделано так уютно, что отдыхаешь от суеты и наслаждаешься пейзажами.
Ну а знаменита эта станция тем, что здесь расположен музей железнодорожной техники. Отсюда же можно съездить на Новосибирскую ГЭС. Для этого нужно сесть на автобус №48 на остановке Дом быта и вы увидите много интересного, уехав при этом в поселок Обьгэс.
   Следующий пункт - о.п. Обское море. С одной стороны находятся превосходные пляжи в обрамлении сосен, где можно в жаркую погоду неплохо отдохнуть, а пройдя примерно 15 минут по сосновому бору, вы попадете на выше упомянутый Цветной проезд. В общем, если у вас есть возможность, побродите по этим местам.
   О.п. Береговая, как и о.п. Обское море, находится на берегу, где также расположены пляжи. Здесь заканчивается черта города Новосибирска (Советский район) и через 5км начинается город Бердск- спутник Новосибирска.
   Ст. Речкуновка: здесь у нас находятся здравницы, Бердский залив, пляжи, в общем - кто хочет поправить здоровье, отдохнуть на природе - милости просим! Раньше была станция, а сейчас сделали остановку для электричек, здание вокзала каменное, интересной старой архитектуры.
   И прежде, чем попасть в Бердск, электричка проезжает по Карта 32-115кммосту через реку Бердь.
Вид на ст.Бердск с переходного моста   На станции здание каменное, сделанное без излишеств, постройки 1915г. В нем можно спокойно поесть и подождать поезд. Сам по себе город интересный. У города непонятная планировка из-за того, что в момент пуска ГЭС его переносили на более высокое место. Раньше город славился своей бытовой аудиотехникой Вега. Данные комплексы гремели славой на весь СССР. Магнитофон Вега 122, усилитель, проигрыватель cd имел качество звучания такое, что большинство музыкальных центров не шло ни в какое сравнение. Плееры кассетные на то время были самые маленькие и удобные. Но пришла перестройка и сейчас завод ликвидирован, а люди вынуждены ездить в Новосибирск на заработки. Сама станция небольшая, на ней происходит расформирование составов для нужд местных предприятий, которых осталось мало. Поэтому нет особой загроможденности. На станции постоянно работает маневровый локомотив ЧМЭ3.
    Выехав из Бердска, электричка попадает в район лесостепи, где поля перемежаются березовыми колками. Первая платформа за Бердском - о.п. Морозово.На оп Морозово ничего особенного нет, здесь раньше был совхоз, а сейчас обычная деревня. Недалеко находится Бердский залив, можно неплохо порыбачить, подледной рыбалкой у нас много кто увлекается .
   Ст. Сельская была раньше станция, но после падения грузопотока ее превратили в остановку для электричек. На станции ничего особенного, частный сектор, хотя тут совхоз, специализирующийся по выращиванию овощей.
   О.п. 52 км: здесь располагается птицефабрика и дачи.
   О.п. Совхоз Бердский , начало г Искитима.Ст. Искитим, районный центр. Это город сам по себе небольшой. Хотя если сравнивать с другими районными центрами, то он имеет довольно-таки внушительные размеры. Здесь есть все необходимое для районного центра, включая транспорт. Имеет автобусное сообщение с населенными пунктами района. В нем есть большой цементный завод. Про Искитим была шутка " снизу цемент сверху дым - это город Искитим." Во времена Сталина здесь был самый страшный лагерь, на известковых карьерах; люди попавшие сюда погибали после года пребывания. В настоящий момент завод работает наполовину, его перевели на газ, поэтому в городе сносная экология, хотя жить в нем я не хотел бы. Искитимский район имеет разнообразную природу, много лесов. Если есть желание отдохнуть на песчаном берегу, можно съездить в Завьялово на берег Обского моря, а если пособирать грибы, то в Белово, Легостаево. Район также разнообразен по природным ископаемым. Здесь добывают известь, мрамор, гранит, уголь-антрацит.
   О.п. Монолитная, здесь располагается комбинат жби, и спальные районы Искитима, раньше это была последняя остановка в черте города, но сейчас все изменилось.
   О.п. Мраморная: именно в этом районе находится мраморный карьер. Именно в советские времена отсюда брали мрамор для облицовки Новосибирского метро. Этот мрамор поставлялся и на экспорт. Но с нашей бесхозяйственностью было угроблено месторождение. Не знаю насколько это правда, но мне удалось услышать такую историю: Это было еще в советские времена, не чета сегодняшним. Под Колыванью (деревня в Искитимском районе) решено было начать разработку нового месторождения угля. После изыскательских работ были отведены земли под строительство Колыванского разреза. По условиям разработки нужно было отвести русло небольшой речушки, но техники на тот момент не было и не знаю кто из прежних руководителей предложил произвести вскрышу направленным взрывом. Был заложен заряд эквивалентный 10 килотоннам, после взрыва обнаружилось, что результата не достигнуто, но мрамор в разрезе потрескался. После этого он стал пригоден лишь только для переработки на щебень. Вот так.
   Продолжаем путь. О.п. 65 км. Эту останову сделали специально для того, чтобы жителям поселка было ближе ходить на электричку. Поселок сам по себе небольшой, имеет полностью автономное снабжение водой, теплом. Здесь же находится районная подстанция южная и завод по переработке щебня.
   Ст. Ложок. Закрытая станция, хотя посадки на электропоезда производятся. На станцию вывозятся составы с щебнем для нужд ж.д. и некоторых жби комбинатов.
   Оп 68 км Остановка для дачников (в 2005г отменена).
   Ст. Евсино. Небольшая станция, вокзал дореволюционной постройки. Основными застройками является частный сектор. Но помимо этого здесь же находится птицефабрика. А от нее были построены пятиэтажки.
   О.п. Койниха. Небольшой поселок городского типа, он образовался возле конгломерата Новэз и Сибантрацита. Здесь добывают уголь, обогащают его, и на заводе часть превращают в изделия, предназначенные для цветной и черной металлургии. Завод один из крупнейших в России, но с приходом действующего губернатора стал чахнуть, и сейчас еле дышит. А люди, в том числе и ваш покорный слуга, вынуждены ездить за 78 км в Новосибирск на работу.
   Ст. Линево. Небольшой поселок при станции, раньше предполагалось, что поселок и станция объединятся в единое целое, но ничего из этого не вышло.
   Ст. Дорогино. Вот уже до этой станции электропоезд идет довольно таки долго. Мы видим, что населенных пунктов становится меньше, поэтому перегоны имеют большую протяженность. На самой станции ничего интересного. Здание вокзала деревянное. Раньше в поселке был керамкомбинат, а сейчас он приказал долго жить. Единственное предприятие, которое поставляет грузы на станцию, это щебеночный карьер.
   Ст. Посевная. Стация имеет также деревянный вокзал. Поселок обычный. Некогда сильнейшее предприятие по выведению селекционных культур сейчас еле сводит концы с концами. Хотя и сейчас можно здесь купить разные селекционные культуры, поэтому всем кому интересно - обращайтесь.
   Ст. Черепаново. Конечная для этого электропоезда. На ней происходит стыковка родов тока, поэтому нам предстоит пересесть на другой электропоезд, но об этом позже. Вообще Черепаново город небольшой, самой главной его достопримечательностью является рынок. Все кафе и магазины сосредоточены именно здесь. По городу ходит транспорт, но многие предпочитают ходить пешком, т.к все близко. Станция имеет сложные маневровые пути, т.к происходит смена локомотивов с разными родами тока. Напомню: 3.3 кВ постоянного тока, и 25 кВ переменного тока. Иногда поражает тот факт, что скажем состав с Алтая притащил один электровоз ВЛ 80, а чтобы до Новосибирска его дотащить - цепляют сплотку из 2 ВЛ 10.
В сторону Новосибирска ходит 6 пар пригородных поездов, а до Барнаула 2, в 2003 по весне пускали 2 дополнительные пары поездов, но через 2 месяца их отменили и больше не вводили. Единственное ходит поезд Экспресс Алтая, но на нем ездят мало, хотя может это только мое мнение. Купив билет, садимся в электропоезд Черепаново - Барнаул и продолжаем свой путь.
   Продолжение путешествия...
Всем участвующим в пополнении сайта - огромное спасибо!
Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы
Страница создана 14 октября 2005 года.
Страница обновлена 16 июля 2006 года.