Буготакские сопки

Вы можете участвовать в создании сайта, закачав свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

Горный - Буготакские сопки.
  Автор: Кречетов Дмитрий.
Карта нашего маршрута    Про Буготакские сопки я впервые услышал еще в ФМШ, когда ходил на спецкурс "Землетрясения и вулканы". Там я узнал, что оказывается недалеко от Новосибирска есть потухшие вулканы (те самые сопки), тогда же возникла идея съездить на них. Уже была почти достигнута договоренность с транспортом, но не вышло…
   И вот прошло более 7 лет и я все-таки решил осуществить давнюю мечту. Нашел двухкилометровую карту Тогучинского района, разработал примерный план и бросил клич на форуме Транссиба, предложив собраться в ближайшие выходные (18 июня 2006 года). Но народ на форуме оказался не таким скороподъемным, поэтому в назначенный день собрались только 2 человека: я и моя подружка Лена. По пути надо было зайти в банк, поэтому мы выехали довольно поздно: в 9.31 с Обского моря. До разъезда Иня Южная нас довезла ЭР2-К-481, затем мы хотели сесть на электричку до Изынского, но та, оказалось, ходит только по субботам. Следующая была тогучинская только через час (в 10.59), поэтому я предложил доехать на попутной электричке до Инской, чтобы там купить продукты. Так и сделали.
   Затоварились в магазинчике рядом с вокзалом, и у нас осталось еще более получаса времени. Лена предложила прогуляться до берега Ини, я согласился, но предупредил про надпись на одном из домов неподалеку: "Первомайка - зона повышенной опасности".
Электричка до Инской Река Иня возле Инской    Мы прошли через уютный дворик, по которому спокойно разгуливали кошки, затем по тропинке через заросли конопли и вышли к обрыву, откуда открывался замечательный вид на Иню. Было безветренно, поэтому деревья на том берегу отражались в реке как в зеркале и только посередине виднелась узкая полоска ряби, вызванная слабым течением. Прекрасный вид, если только под ноги не смотреть: местные жители считают нормой выкидывать мусор с обрыва.
Потом мы посмотрели вокзал и соседние станционные постройки, поговорили об архитектурном стиле и окраске зданий ЗСЖД и таким образом убили оставшееся до электрички время.
   Пассажиров в электричке было много, первое время нам пришлось стоять, но после о.п. 38 км. стало более-менее свободно. Кстати, вывеска "о.п. 38 км" оказалась необычной: надпись была сделана на фоне крупной, аппетитно выглядевшей ягоды клубники! Интересно, кто это придумал? Больше на ЗСЖД таких оригинальных вывесок не встречалось.
На станции Буготак я заметил весьма грязный и облезлый 2ТЭ10М, видимо, забежавший из Карасука.
   Но вот и Изынский: несколько путей, пара составов с щебенкой. При выходе я хотел сфотографировать новый вокзал, но под взглядом охранника, стоящего на перроне не решился это сделать. Большая часть приехавших направилась к стоящему с восточной стороны вокзала "Пазику". Мы решили, что это и есть автобус на Горный и не ошиблись. Когда все уселись, кондуктор собрала с каждого по десятке и выдала билеты на 3 рубля.
Дорога до Горного оказалась пыльной грунтовкой. "Пазик" тарахтел, скрипел, покачивался на ямах, но добросовестно довез нас до поселка. Мы решили не доезжать до конечной, а вышли немного пораньше и начали знакомство с поселком.
Церковь в поселке Горном    Мелкие города и поселки городского типа. В них есть своя, особая экзотика! Запущенные газоны, давно нестриженые кусты, травка, прорастающая через трещины тротуаров, оградки у клумб из железобетонных шпал. В центре, обязательно давно не действующий фонтан и мемориал памяти погибшим в Великой Отечественной войне. Правда, традиционного памятника Ленину мы не обнаружили, зато нашли неплохую панораму поселка, нарисованную, как я предполагаю с отвалов.
   А магазины в подобных городках! Самодельные вывески и отделка из подручных материалов, часто весьма необычные названия. Чего стоит, например, "Лавъка"! Впрочем, местная мелкая торговля находится в некотором упадке, потому что "Сибириада" открыла в центре поселка большой современный супермаркет.
   Еще запомнился разрисованный забор вокруг заброшенной стройки, по-видимому, результат конкурса детского рисунка на День города. Дети изобразили, каким бы хотели видеть свой поселок: сопки, поля, цветы, аттракционы, счастливые улыбающиеся лица. К сожалению, окружающая картина не была такой радужной: детские площадки во дворах были запушены, а многие встречные были хмурыми после вчерашней попойки. К сожалению, пьянство - бич таких городов.
   Мы же направились в восточную часть поселка - к промзонам. Пройдя по хорошей насыпной тропинке, мы вышли к заводу железобетонных изделий. На воротах также висела надпись "РЖД". Я вначале этому удивился, но потом понял, что завод выпускает продукцию для нужд ЗСЖД, в первую очередь, железобетонные шпалы. Вот почему ими в Горном ограждены клумбы - либо украли, либо брак. Лена пошутила: "Оградки из шпал - это реклама завода!"
   От ворот мы вскоре выбрались на железку и пошли по ней на восток. Справа тянулась территория завода, все выглядело довольно запущенным: отвалы мелкой щебенки, брошенные ржавеющие платформы со шпалами, панелями и прочим хламом, хопперы для цемента. Я даже предположил, что тут уже все заброшено, но, когда мы дошли до конца составов, оказалось, что дальние пути еще используются. Здесь было несколько путей: все кривые, без какой-либо автоблокировки, с ручными стрелками, зато на бетонных шпалах! Лена видела ручные стрелки впервые, она с интересом изучила их устройство и даже захотела поупражняться в переводе. Но решили, что на глазах охранника этого делать не стоит.
   Между тем с территории завода потихоньку выкатился жутко грязный, видимо от цементной пыли, ТЭМ2. Помощник вылез и перевел стрелку, и ТЭМка также тихонечко укатилась назад. Это был единственный встреченный нами здесь тепловоз.
   А потом мы увидели экскаватор. Он грузил измельченную щебенку в БелАЗ, причем делал это с таким жутким скрипом, что казалось: вот-вот в нем что-нибудь заклинит. К сожалению, толком посмотреть на работу экскаватора не получилось, когда мы подошли, БелАЗ заполнился и уехал, а его возвращения мы так и не дождались.
Конец ветки    Далее путь шел вдоль заброшенной горной выработки, которая уже начала зарастать деревьями. Встретили свалку металлолома, где обнаружили остатки ПАЗа-652 60-х годов, и вскоре дошли до тупика. Впереди, судя по забору и вышкам, была зона, справа возвышалась сопка Большая. Мы направились к ней, и, изрядно поплутав через деревенские улицы и дачи, благодаря помощи добрых людей, вскоре вышли к ее подножию.
Базальт    Немножко отдохнув у глыбы базальта, мы начали восхождение. С первых же метров перемена в растительности меня поразила. Возникло стойкое ощущение, что я в Хакасии, настолько растительный мир был похож. Любимые, к сожалению уже отцветшие прострелы, цветущий шиповник, сиреневые ромашки. Чем выше мы поднимались, тем больше поражало сходство: каменистые россыпи, выходы коренных пород, покрытых темным лишайником. Второй раз за этот день меня проняло чувство ностальгии по родным местам. Воистину, тысячу раз был прав Николай Балацкий, когда написал: "Те, кто бывал на Алтае или в Хакасии, на сопках чувствуют пьянящий отголосок романтики больших гор и степей. Вид волнистых далей, уходящих за горизонт, свежий ветерок, колышущий перья ковыля, щебетание жаворонка, терпкий запах мелкой степной полынки, скальные выходы и каменистые россыпи - всё это навевает воспоминания о степных просторах, о походах по горным тропам Южной Сибири."
Сопка Большая    На вершине мы забрались на вышку горнолыжного подъемника и вдоволь налюбовались окрестностями. Виды были замечательные: на юге возвышалась темная громада сопки Мохнатой, на западе виднелся поселок, к северу от которого зияли заброшенные и действующие карьеры. Мы решили в следующий раз обязательно там побывать: полазить по стенкам, поизучать геологию, посмотреть на работу горнодобывающей техники. Севернее нас привлекла внимание небольшая сопка, на которой была выложена какая-то надпись. Ни из чего выложена, ни что за надпись, к сожалению разглядеть не удалось. Я предположил, что что-нибудь в духе "Ленин жив" или "Слава КПСС". В общем, изучение этой надписи тоже отложили на следующий раз.
   На вышке было немного прохладней, к тому же отсутствовали кровососущие насекомые, поэтому слазить не хотелось, но устраивать привал на маленькой площадочке было неудобно и небезопасно. Мы слезли, расположились на коренных выходах базальта и пообедали. Потом просто немножко посидели, наслаждаясь чистым, почти горным, воздухом, и пением птичек. Я увидел махаона, попытался его сфотографировать, но не вышло: он не хотел подпускать меня слишком близко. Кстати, на других сопках еще водятся такие редкие и необычные бабочки, как аполлоны. Хотелось бы на них посмотреть.
   Время шло уже к четырем: пора возвращаться. Назад решили пройтись вдоль Тогучинского шоссе и покупаться в пруду, который мы заметили на окраине поселка. Дорога по раскаленному солнцем асфальту оказалось довольно скучноватой; в пути мы немного посмеялись над названиями сопок: так сопка Большая является 3-й по высоте, сопка Лысая на самом деле на 70 - 80 % покрыта лесом. А вот сопка Мохнатая действительно оправдывает свое название: густой лес придает ей характерный вид.
Примечание. Сопки покрыты лесом с северной стороны, а с южной на них леса нет. Проверил 29 сентября 2006 Болтенко Сергей.
Сопки Мохнатая и Лысая    У пруда встретили тот самый "пазик", на котором ехали в Горный. Водитель недавно искупался, на вопрос, как вода, ответил, что хорошая, но мелко. Мы вдоволь накупались (надо сказать, вода была довольно теплой и почище, чем в Обском море, а на середине пруда я не доставал до дна), потом позагорали на берегу минут 40, пока время совсем не прижало и мы поспешили на автовокзал. Обратный путь мне понравился меньше. В "пазике" пришлось ехать стоя, что с моим ростом было некомфортно. В электричке тоже удалось занять только одно сидячее место, Лена села ко мне на колени и дремала всю дорогу, я, кстати, тоже.
   Электричка оказалась жуткой солянкой: вагоны от ЭР2-533, 454, К-601 и еще каких-то. Вся эта смесь работать синхронно не желала: при трогании с места вагоны начинало сильно колбасить. Но самое веселое начиналось, когда электричка набирала 60 км/ч и машинист переключал на параллель (параллельное соединение ТЭД). В части вагонов, параллельное соединение, видимо, не включалось, и поезд продергивало так, что я едва не слетал с сидушки. Еще раздражала компания поддатой местной молодежи, которая ехала позади нас, орала на весь вагон и не реагировала на замечания пассажиров и контролеров. Спасибо "Экспресс-Пригороду" за предоставленный сервис!
Домой вернулись около 9 часов вечера, усталые, но довольные.
   Итог: за 4 ч 45 минут осмотрели Горный, прогулялись по средней ЖД ветке до конца и покорили сопку Большую. Пройденный километраж - около 15 км, в целом без остановок все это можно было пройти за 2,5 - 3 часа. Честно говоря, я хотел побольше, но, значит, в следующий раз надо выезжать пораньше.
   План на следующую поездку: прогуляться по карьерам, расположенным к северо-востоку от поселка, исследовать ветку на юго-запад.
Всем участвующим в пополнении сайта - огромное спасибо!
Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы
Страница создана 22 июня 2006 года.
Страница обновлена 30 ноября 2008г