Север Томской области

Вы можете участвовать в создании сайта, закачав свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

Северная одиссея по Томской области.
  Авторы: Афонин Д., Болтенко С., Кречетов Д.
   Клич о походе по северу Томской области кинул Дима Афонин на форуме Транссиба еще в начале мая. Но основные страсти разгорелись в конце мая, когда срок отъезда стал неумолимо приближаться. В результате голосования на форуме был выбран день 10 июня 2006 года. Намечалась поездка группы в 10 человек. Но уже к 9 июня от этих 10 осталось только 6 человек. Договорились ехать на автобусе от Томска до Первомайского, а потом и до Комсомольска, где начиналась УЖД.
   Со спокойной душой я согласился, чтобы Дима Афонин купил билеты вечером на автобус до Первомайского и после работы 9 июня в 14-08 выехал на согласованной электричке в Болотное. Путь до Томска прошел в три этапа: Новосибирск-Болотное, Болотное-Тайга, Тайга-Томск. Стоимость проезда соответственно 45р-36р-35р=116 рублей. А время 10 часов. Причем неизвестно, почему от Болотной до Тайги (от 13 зоны до 0 зоны) билет стоит 36 рублей, а от Тайги до Томска (от 0 зоны до 9 зоны) тоже 35 рублей. Вроде одно отделение - Кузбасское, а цены разные! Ладно, оставим это на совести Кузбасс-пригорода.
   По дороге Дима Афонин стал вносить коррективы в наше путешествие. Сначала я получил от него сообщение по мобильному о том, что Никита вынужден не ехать. Второе сообщение было более тревожным: он не смог купить билеты на автобус. Но придумал альтернативу: ехать на поезде Томск -Асино, а там сесть в опустевший автобус до Первомайкого. На том и порешили. Правда было еще сомнение, что Дима Кречетов с сестрой не успеют к поезду из Юрги.
   Утром короткая консультация с Димой, как добраться от Томска-1 до Томска-2. И вот уже без 10 минут 8 я стою на ступеньках около вокзала Томск-2. Через 20 минут увидел Диму Афонина, узнав его по фотографии (раньше мы с ним не встречались). Окликнул его и мы встали в очередь за билетами. Дима сказал, что звонил Кречетову и тот скоро должен подъехать. За 10 минут до отхода поезда подкатило такси с Димой и его сестрой Надей. Ура! Все в сборе!
    В поезде первое время пришлось постоять, т.к. было много дачников. Но потом народ повыходил и освободились места. Мы прыгали от окошка к окошку, фотографировали и этим привлекли внимание двух мужичков под мухой. Они со смехом признали в нас китайских шпионов, но потом сами разговорились и стали говорить, где нужно фотографировать, в каком месте стоят войсковые части. Расстались мы почти друзьями, они помахали нам рукой на прощание, когда вышли на одной из станций.
   В Асино мы спокойно купили билеты на автобус до Первомайского, закупили немного провианта и уже через час ехали к реке Чулым, где нас ждала паромная переправа. Паром быстренько доставил нас на другой берег и через несколько минут мы оказались в Первомайском.
   Здесь с билетами до Комсомольска было свободно, но ждать пришлось 2 часа, которые мы использовали для экскурсии по селу. Сделав круг по селу, мы вернулись к автостанции. Автобус (ПАЗик) уже стоял около автостанции. Отдохнув после экскурсии несколько минут, загрузились в автобус. Сначала ехали по асфальту, потом началась грунтовка со щебнем. Поднялась невообразимая пыль, но водитель все решил просто: закрепил верхние вентиляционные люки пластиковыми бутылками, чтобы они не закрывались и мы поехали дальше почти без пыли.
   На повороте в Комсомольск мы попросили остановиться и через несколько десятков метров увидели, наконец, узкоколейку! Дима Афонин издал радостные вопли, началась первая фотосессия, после чего мы двинулись вслед за уезжающей дрезиной, усыпанной людьми, в Балагачево.
   По шпалам добрались до первых домиков и сразу поняли, что народ здесь предпочитает двигаться на дрезинах. Возле первого же огорода стояла дрезина. Сфотав ее, пошли на станцию, увидев, что там пыхтит маневровый тепловозик. Но не успели: он укатил с вагонами в южном направлении. Мы же посмотрев на карту, решили, что лучше будет направиться на север. Было довольно жарко, УЖД впереди не просматривалась, и мы решили дойти до первого поворота. Если УЖД не увидим, то вернемся на южную горловину станции. Но нам повезло: за поворотом мы увидели путепровод, по которому линия Томск-Белый яр пересекала ветку УЖД. Под мостом стояла корявая платформа, вероятно для того, чтобы не ездили на машинах через пути под мостом.
   Далее наш путь пролегал уже по шпалам УЖД. Удивлению нашему не было предела: в таком плачевном состоянии находился путь. Мало того, что он был ужасно кривым, но еще и шпалы почти все были сгнившими, а меняли их на толстые доски, причем в большинстве случаев прибивали рельсы к шпалам без всяких подкладок.
   Пройдя пару километров по путям, увидели большой разъезд аж на четыре пути. Два пути были свободны, на одном стояли платформы Демиховского завода, груженые хлыстами леса, а четвертый путь использовался для свалки покореженных старых вагонов. Здесь стояли цистерны, платформы, пассажирский вагон. Исследовали эти вагоны и оборудовали стол из старых шпал прямо на путях.
   После перекуса решили пройти по дороге еще немного, а потом уж возвращаться в Балагачево. И тут нам несказанно повезло: отклонившись от дороги немного в сторону, мы в кустах обнаружили тележку. Сразу же созрел план - покататься на ней по дороге, что и было осуществлено.
   Не успели мы немного проехать по дороге и вернуться на разъезд, как услышали звук подъезжающей дрезины. Со стороны Балагачево показалась моторная повозка с двумя седоками на борту, мужчиной и женщиной. Мы тут же бросились фотографировать это чудо техники. Но выходную стрелку не перевели на главный путь. В результате дрезина слетела с рельсов и нам удалось поговорить с аборигенами. Они подтвердили, что дорога еще жива и по ней 2 раза в неделю по понедельникам и пятницам в 16-00 ходит пассажирский до Францево. Мужичок быстренько поставил колымагу на рельсы и отбыл во Францево. А наша компания продолжила катание по полустанку.
   Поставив телегу на место, мы решили возвращаться в Балагачево. На этот раз наш путь прошел по другой ветке, к южной горловине станции. Там оказался грузовой пункт для перегрузки леса в вагоны широкой колеи. Оттуда мы вернулись на вокзал.
   Солнце клонилось к горизонту, комары свирепели, а нам нужно было ждать до утра поезда в Томск. Предложение Димы Афонина о поездке в Белый Яр и обратно все выслушали без энтузиазма. Не хотелось ночь проводить в поезде, тем более, что пофотографировать бы не удалось. Поэтому поезд на Белый Яр ушел без нас.
   Дежурная по станции, увидев, что мы не сели в поезд, сжалилась над нами и открыла зал ожидания. Это было кстати, т.к. ночь ожидалась холодной. Но отдыхать на железных скамейках было не очень комфортно. Одно утешало: было не холодно и комаров было меньше, чем на улице.
   Но отлеживать бока нам пришлось недолго. Из динамиков в 2 часа 45 минут раздалось:"У...У...У...У", что предвещало скорое появление поезда. Любопытство быстро подняло нас на ноги и через пару минут мы увидели приближающийся со стороны Асино пожарный поезд. На расспросы дежурная ничего не говорила, только сказала, что где-то пожар. Постояв несколько секунд, поезд отправился дальше. Через 25 минут с северной стороны показался грузовой, который тоже остановился на станции. Спрыгнувший из тепловоза железнодорожник сообщил, что горит какая-то лесопилка на соседней станции Ула-Юл. Как истинный репортер, Дима тут же решил позвонить по сотовому в Томск и разместить эту новость на сайте Новости Томска, что ему удалось.
   Пропустив еще один грузовой в сторону Асино, мы, наконец, сели на опоздавший пассажирский и отбыли в Томск. Состояние было сонным, поэтому съемки на обратном пути были вялыми.
   Дима любезно согласился стать экскурсоводом до отправления электрички в Тайгу. И классно справился со своими обязанностями! Рассказал очень многое о истории Томска и показал много замечательных мест города. Экскурсия продолжалась 3 с лишним часа, после чего мы с ним расстались.
   Рассказ Димы о поездке в Балагачево см. на afonin.tomsk.ru.
Захолустье на 31км Тайга-Томск Немного отличается пейзаж на 31км Томск-Асино Попутчик прощается 2ТЭ10У-0541А привез нас на ст. Асино
2ТЭ10М-3563Б с грузовым Погрузка на паром через р.Чулым Мосты на р.Чулым А это уже конец переправы
Церковь в с.Первомайское Уточняем, сколько осталось до УЖД... Здание администрации Первомайского района со старым гербом РСФСР Дребезжащая колонка
Здание с большой змеей (аптека) Автовокзал в Первомайском Доехали до УЖД! Вместо автомобиля - дрезина!
Вид на станцию Балагачево Хоть горит красный - но нас уже не остановишь! Дошли до путепровода над УЖД! Первая платформа на УЖД
Дима очень хотел продолжить путь на этой платформе! Удивительная это дорога - узкоколейка! И удивительные на ней шпалы - обыкновенные доски! Прибыли на разъезд, переводим стрелки на запасной путь.
Разъезд оказался четырехпутным. Вагоны на разъезде Запустение... Брошенный уже вагон...
Столовая №1878 Исследователи старинных цистерн Вагоны для хлыстов имеют 4 двухосных тележки. На выходной стрелке работает другой Дима.
Неожиданная удача - найдено средство передвижения! Передвигаемся строго по карте! А это мостик через ручей. Авария на стрелке!
Хозяин дороги на моторизированной телеге. На закате прибыл пассажирский Томск-Белый яр Ночной тревожный Утренний товарняк
Всем участвующим в пополнении сайта - огромное спасибо!
Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы
Страница создана 12 июня 2006 года.
Страница обновлена 15 июня 2009г