Виртуальное путешествие по ветке Новосибирск-Алейская

Вы можете участвовать в создании сайта, закачав свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

Строго на юг
Часть третья
  Автор: Николай Губенко.

Часть третья.
Юг Алтайского края

   В 8.05 мы садимся на пригородный поезд Барнаул – Алейская. Поезд состоит из 8 общих вагонов и 2ТЭ10. Частенько на пригородных перевозках используют сплотку из маневровых тепловозов. Хотя например вчера поезд таскала одна секция ТЭ10.
   Итак, локомотивы подцеплены, опробованы тормоза, раздается гудок, отправляемся. Движение поезда плавное, неторопливое. За окнами поплыли пейзажи, но по сравнению с северной стороной станции, с южной сразу же бросается в глаза некая заброшенность, но может мне это кажется. Первая остановка оп. Вагонное депо. После непродолжительной стоянки, мы трогаемся дальше. Насыщенность этой линии объектами невелика, поэтому буду останавливаться только на станциях, на дачных платформах нет смысла заострять внимание.
О.п. Южный   Следующая остановка о.п. Южный. Станция располагается в сосновом лесу(ленточный бор), непонятно где касса, несколько путей, на краю стоят несколько вагонов, ржавеют. Платформы нет, поэтому люди выходят на насыпь. На краю попадается заколоченное здание с надписью о.п.Южный. Мимо нас проносится локомотив с 70 вагонами. После Южного дорога разделяется на два направления: одна идет на Кулунду, а вторая на Рубцовск. Оба эти города пограничные, поэтому там есть таможня. Мы поедем по ветке на Рубцовск. Здесь идет двухпутка, видать в советские времена был большой грузопоток.
   Кстати, интересно на этом участке ремонтируют пути. На протяжении одного перегона с помощью специальных машин поднимается полотно и начинается самое интересное: рельсы не меняются, а меняются деревянные шпалы. Делается это с помощью дешевых рабочих рук с южных просторов бывшего СССР. Довольно таки странное зрелище. После замены, пути рихтуются и засыпаются.
   Вот и незаметно добрались до об.п.Ползуново. Ничего особенного нет. Немного путей, здание с надписью названия станции, платформы тоже нет, поэтому люди сходят на пути и идут в сторону леса. Поселок находится в стороне.
   О.п. Лебяжье; поселок также находится в стороне, платформа насыпная, и по-моему до деревни ходит транспорт. Интересно электрифицированы близлежащие объекты. Они подключаются к сети, предназначенной для питания систем релейной защиты и управления. В летнее время к поезду подходят люди из близлежащих деревень и предлагают молоко, грибы, ягоду, рыбу. Выходящие с поезда дачники с удовольствием берут эти товары.
   О.п. Ядринцево. Станция в большей степени заселена дачниками. По размерам для этих мест приличная. На улицах встречается много заброшенных домов, вообще в приграничных районах наблюдается отток населения. На небольших станциях в основном старики и маленькие дети, встречаются также и подростки, но мало. А соседство с Казахстаном сильно сказывается. Я поразился жестокости местных детей. Я когда бродил по поселку в ожидании пригородного, меня поразило, что дети часто бегают голышом, ну в возрасте где-то 5 –7 лет. Кстати, я это встречал и в других районах, где люди живут в стороне от цивилизации. А ешё поражает жестокое отношение старших детей к младшим.
   Стоит заметить, что леса постепенно отступают, и начинается лесостепь.
   Ст. Калманка - районный центр. Только здесь заметна жизнь в цивилизованной форме. Есть неплохое здание вокзала с асфальтированной платформой. На станции идет бойкая торговля. Чувствуется приближение к Казахстану. Кстати на этой станции большинство поездов имеют первую остановку. По самому поселку я не бродил, но по рассказам местных жителей там раньше был аэродром. До Новороманово вдоль ж.д. полотна идет дорога, но после она резко уходит в сторону. После Калманки ж.д. дорога начинает сильно петлять, видны холмы, и кажется, что дорога идет под уклон. Когда впервые я ехал по этой дороге, то на меня это произвело большое впечатление: большие насыпи, выемки.
   О.п. Алтай, небольшая остановка. Деревня в стороне, до нее около 10 км. Интересно то, что путейцы имеют свои закрытые небольшие домишки для хранения инвентаря, живут также на станции. Участок имеет большую протяженность. В их обязанности входит уход за стрелочными переводами и осмотр полотна. Остальную работу выполняют летучки передвигаясь на пригородных поездах. С такой бригадой ехал и я. Про остановку шутят, что вечером люди выходят неизвестно куда, посреди поля.
   О.п. 298 км. Находится небольшая деревенька Труд. Интересный факт: для остановки электричек пишут: остановка первого вагона, а для поезда: остановка первого локомотива.
   Ст. Топчиха. Районный центр. Большой, продвинутый по местным меркам. Вокзал большой, две посадочные платформы.1 и 2 путь для посадки людей, 3 для прохода грузовых, а на 4 стоит состав, ржавый, видать давно. В поселке при станции есть базарчик, где можно купить покушать, и посмотреть на разные товары. Еще интересная вещь. Внутри самого Алтайского края много людей путешествует нон-стопом в поисках дешевой ягоды, грибов и продуктов. В поселке можно побродить в центре не отходя от станции, но не очень интересно. На площади стоит памятник воинам, и вокруг него небольшая толкучка. На окраине видны два пруда и больше ничего стоящего. Поражает, как меняется ухоженность железной дороги на небольшом участке пути. Уезжая от Новосибирска, можно увидеть большие ухоженные платформы, электрификацию, а тут ржавые рельсы, старый ветхий вокзал. Единственное, что радует, это надпись: ЗСЖД.
   После Топчихи до Алейска ехать еще примерно час. Дорога после Калманки, как я и говорил ранее, начинает сильно петлять. А самое интересное то, что идут продолжительные спуски, и поезд часто едет на выбеге. Полотно отремонтировано, в большинстве применяются безстыковые рельсы, и поэтому поезд идет плавно, с большой скоростью.
   Простояв 3 минуты в Топчихе , плавно трогаемся и продолжаем путь. Вообще данный пригородный поезд выполняет еще одну очень важную роль в жизни данной линии. На нем ездят путевые рабочие, для которых поезд останавливается в нужном для них месте.
   Следующим более менее крупным пунктом является остановка под лиричным названием Победим. Платформа сделана из нескольких бетонных плит для первых двух вагонов, а из остальных приходится сходить на насыпь. Ухоженными выглядят здания, относящиеся к железной дороге, а остальные строения поддерживаются в состоянии: лишь бы не упало. Вообще поражает, что ничего не строится и не ремонтируется.
   Следующая остановка о.п.347 км. Ничего особенного нет, небольшой поселок, где сошло несколько людей, в основном железнодорожники.
АлейскаяВблизи ст. Алейской   Наконец, мы все-таки прибываем на станцию Алейская. Станция сама по себе большая. Посадочная платформа только у первого пути. Платформа большая, но загромождена немного ведущимися строительными работами, ремонтируется здание вокзала и служебных помещений. На площади за вокзалом находятся магазины, где в сносных условиях можно перекусить. Рядом с вокзалом находится автостанция, где купив билет за 100 с небольшим рублей можено уехать либо до Барнаула, либо до Рубцовска.
   Алейск городок небольшой, имеются многоэтажные дома. Но, в общем, он больше похож на село. Мне особо по нему побродить не удалось, но мест интересных здесь немного. Топчиха в этом отношении интереснее.
   До Алейска пригородный поезд тянет одна секция ТЭ10, поэтому в обратном направлении ее надо разворачивать на поворотном круге. Но в Алейске нет поворотного круга, поэтому локомотив, притянувший поезд, отцепляется и цепляется к пригородному грузопассажирскому поезду (состоящему из общего вагона и почтовобагажного, который отправляется в 11-50 Москвы в Рубцовск), а секция локомотива, притащившего поезд из Рубцовска, потащит назад пригородный в Барнаул.

Заключение.

   Я очень люблю путешествовать по Алтаю. Южная часть Алтая изобилует солеными озерами, куда лучше ехать на машине. А дальше начинаются горы, где тоже очень интересно побывать. Но путешествие на Горный Алтай - это отдельная тема и я постараюсь посвятить ей отдельный очерк.

Если возникли вопросы, пишите мне на мыло, готов выслушать замечания и пожелания.

Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы

Страница создана 14 ноября 2005 года.
Страница обновлена 8 декабря 2007 года.