Вы можете участвовать в создании сайта, закачав свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

История ветки Мошково-Ташара (Новосибирская область).
  Автор: Сергей Болтенко.
Вокзал ст.Мошково в 1965г Карта дороги   Удивительно, как быстро исчезают с лица Земли приметы деятельности человека. Остается только позавидовать археологам, которые могут увидеть в каких-то неприметных свойствах предметов признаки той или иной исторической эпохи. Вот, например, дорога, стертая с лица земли всего два года назад по словам местных жителей. Что я здесь увидел? Едва заметная колея, заросшая травой. Изредка попадались на обочинах трухлявые шпалы, да один километровый столб на всю дорогу. А что будет лет через десять? Вообще будет густой лес. Как быстро может человек уничтожить и забыть то, что создавалось предками...
  Вопрос о строительстве ветки до с.Ташара, стоящего на берегу Оби, встал вместе со строительством лесоперерабатывающего комбината НЛПК-2.Рассматривалось два варианта: от станции Ояш и от станции Мошково. Остановились на втором, проектированием которого занялся Новосибирский Сибгидролеспром.
  Строительство ветки велось двумя организациями: от Мошково до разъезда Савск подрядчиком была ГОРЕМ-10, а от разъезда до Ташары - СУ-26 из поселка Ташара. Уже в 1956 году СУ-26 начало набор специалистов строителей-железнодорожников. До 1962 года было уложено 15км пути до разъезда Савск, а уже осенью 1962 года строительство дороги закончилось.
  Весной 1963 года машинист Лузгин Г.Е. пригнал на ветку первый паровоз. Вместе с ним на ветке трудились машинисты Крылев и Сметанин, помощники машинистов Овчинников и Новоселов. Первый поезд с лесом, состоящий всего из шести вагонов, пришел на станцию Мошково осенью 1963 года. А уже в 1966 году перевезли 1 млн кубометров леса или 300 тысяч тонн. Самый пик перевозок пришелся на 1968 год, когда в месяц перевозили в среднем 120 вагонов.
  В 1967 году по ветке был пущен пассажирский поезд, который курсировал по утрам и вечерам, перевозя рабочих комбината и всех желающих.
  В 1970 году железнодорожное отделение НЛПК-2 перешло в Сибирское отделение Промжелдортранса. К середине 1970-х годов была проведена модернизация железнодорожных путей, ветка перешла на тепловозную тягу, на 10 из 32 километров уложили железобетонные шпалы, провели работы по автоматической централизации.
Павильон ст.Кузнецовка в 2005г Остатки насыпи в районе деревни Кузнецовки  Но во времена перестройки комбинат в Ташаре захирел, а вместе с ним пришла в упадок и железная дорога Мошково-Ташара. И в 2002 году начали разбирать рельсы. В 2005 году насыпь во многих местах так заросла травой, что стала труднопроходимой. На всей дороге сохранился всего один километровый столб: 26км. А в Ташаре вокзальчик превратился в магазин.
Вокзал в Ташаре в 2005г Последний уцелевший километровый столб    Весной 2006 года по маршруту Ташара-Мошково вновь прошла экспедиция из Новосибирска. Она привезла кое-какие дополнения к представленному материалу. Некоторые фотографии этого похода можно посмотреть на страничке Карта дороги. А рассказ участников представлен на этом форуме.
По материалам краеведческого отдела Мошковской районной библиотеки, любезно предоставленных Фасиной Еленой Анатольевной!
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы
Страница создана 17 июня 2005 года.
Страница обновлена 5 мая 2006 года.
Сайт управляется системой uCoz