По южным окраинам ЗСЖД.

Вы можете участвовать в создании сайта, закачав свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

Ветка Кулунда-Малиновое озеро-Локоть.
  Автор: Губенко Н.
   Почитав форум сайта "Транссиба", я заинтересовался югом Алтайского края, а именно, судьбой ветки Локоть - Кулунда. Поделившись на форуме планами, начал готовиться к поездке. Пропустив теплое время осени из-за дел по дому и неспокойных новостей с интересующих меня мест, я сделал пробную вылазку, но она окончилась неудачей. Я просчитался в выборе транспорта и времени. Первоначально я предполагал ехать из Кулунды в Рубцовск, но все решила ее величество судьба. В результате все произошло с точностью до наоборот. О чем я ни капельки не сожалею.
   Линия Кулунда - Малиновое Озеро проложена в 1944. Сданные в эксплуатацию в 1952 участки Барнаул - Артышта и Барнаул - Кулунда открыли новый (второй) выход из районов Сибири в западном направлении, т.н. Южсиб, для растущих грузопотоков между районами Сибири и Урала. В начале 1960-х гг. закончено строительство основного звена среднесибирской магистрали: Барнаул - Карасук - Омск. В 1980 построена линия Малиновое Озеро - Локоть.
   Собрался абсолютно спонтанно, просто захотелось прокатиться. Посмотрел погоду по Интернету и новостям. На востоке, куда я вначале собирался ехать, была плохая погода и объявление эпидемии простого и свинячьего гриппа. А так как мне на вахту, болеть в мои планы не входило. Поэтому остался один вариант: юг. После того как списался с подругой в Рубцовске, решил, что еду. Как обычно, отправился на согласованных электричках до Барнаула. Прибыл в город в 13-35. Посмотрел на перроне, как народ садится в поезд " Барнаул - Новосибирск". Прошелся по городу. После этого пошел на вокзал и купил себе билет на поезд "Барнаул - Рубцовск". Не пожалел денег и купил место в купейном вагоне. Надеялся, что буду ехать один, пока светло - маленько пофотографирую. Но сильно пролетел: ко мне в купе подселили наряд, сопровождавший нас. Как только я достал фотоаппарат, мне дали по голове. Спасло положение то, что я дал обещание, что откажусь от затеи фотографировать. После этого группа сопровождения милостиво выпила вместе со мной мое пиво.
   Пока было светло, удалось разглядеть, что вдоль ж.д. навели немного порядок. Установили противошумовые щиты. В Калманке ничего не изменилось. А в Алейске обновили виадук, установили противошумовые щиты. Скажу честно, этот поезд на этой ветке я бы назвал бешенным. Развивал максимально допустимую участковую скорость и имел мало коротких стоянок. Точно по расписанию прибыл в Рубцовск. Сразу заселился в комнату отдыха. Спал один в двухместном номере с холодильником и телевизором. За 12 часов всего 280 руб. Единственный минус этой комнаты отдыха: когда вахтерша уходила, запирала на ключ все. Уйти нельзя. Утром, когда мне оставалось немного времени до окончания моего отдыха, ко мне подселили дамочку. Оказались, что номера общие, всего четыре места. Она без зазрения совести разделась и отрубилась. В номере было холодно, я спал в одежде, и ушел рано утром.
   Зато я смог на попутке за 100 рублей уехать до Веселоярска. Там с помощью gps увешенный видеокамерой и фотоаппаратом искал место начала ветки на Кулунду. В результате был задержан. Но пока меня "мурыжили", прибыл поезд, я под этот шумок свалил. Здорово напуганный, я уехал снова в Рубцовск. Раньше и в Рубцовске таможня проверяла поезд, сейчас все спокойно. Утром созвонились со знакомой, погуляли маленько по утреннему городу.
   Еще маленько наблюдений. В принципе, по старой системе распределения ответственности, станция Локоть принадлежит уже к Казахстану, и они обслуживают эту станцию. Но с распадом СССР, все маленько поменялось. Раньше ветка Локоть- Кулунда служила для сокращения расстояния доставки грузов с восточного Казахстана на запад. Но после того, как была построена аналогичная ветка по территории Казахстана, надобность в вышеуказанной отпала. Ну а в 90-е годы, когда резали все ради наживы, разобрали часть полотна Локоть - Новоугловское и под действием общественности перевели оставшийся участок в разряд подъездных путей. Исчезли станции Сарбас, Чикуны, Новоугловское.
   Сейчас смену локомотивов делают на станции Локоть. Ну а в Рубцовске обслуживают местные поезда. Хотя локомотивное депо сохранилось. Ну а транзиты перецепляют и досматривают на таможенном пункте на ст.Локоть.
   В 11 часов утра на единственном автобусе по нужному мне маршруту я отбыл в Михайловку. Здесь у меня были три варианта. Продолжать маршрут дальше на этом автобусе, ночевать на улице, уехать на попутке. Я решил поставить на вариант с попуткой. Но мне повезло, до Кулунды, двумя часами позже шел транзит, и мне в нем досталось место. Обратился к таксисту провезти до Малинового озера, он запросил большие деньги и я ограничился прогулкой по Михайловке. Следы рельсов удалось обнаружить на выезде из деревни. Что удивило, сохранились столбики до "100 км" пути и Лэп . Стрелки с ручным приводом. На рельсах видна изрядная ржавчина. Хотя есть одиночный след проходившего состава. Я думаю недели две назад. Потом когда едешь по Михайловке, рельсы еще несколько километров близко идут до переезда. Там тот же вид. По прибытию в Кулунду я сильно разочаровался. До ближайшего поезда было шесть часов и я не знал куда ехать. Выбрал снова Барнаул. После покупки билета, снял видео трогающегося поезда. Выбрал точку, где снял видео, поезд идущий на север, заворачивающий по дуге.
   Попытался найти ответвление на ветку до Ключей, но она оказалась намного дальше. А идти уже было неохота. Вернулся снова на вокзал. Там вели монтаж сигнализации, комнаты отдыха были разворочены. На вокзале удалось переговорить с дежурным по вокзалу. По ее словам : "Составы сейчас ходят до Михайловки, а дальше она не припомнит подачу вагонов". ( За Михайловкой были ржавые рельсы.)
   Сфотографировал прибившуюся кошку на вокзале и отправился домой. Ехали на поезде " Карасук - Барнаул". Удалось купить билет только в общий вагон. Поезд оказался изрядно забит пассажирами, мне с трудом удалось занять боковушку. Я в окно еще раз внимательно посмотрел на ответвление к Ключам и устроился спать. На станции Гилевка поезд стоял около сорока минут, а с учетом перевода стрелок часов , полтора часа. По этому все включая проводников пошли спать. Все места были заняты, а кому не хватило, спали сидя. Рано утром нас разбудили проводники, за окном была зима, хотя в Кулунде не было снега. Я прыгнул на электричку до Черепаново и продолжил маршрут до дома.
   Маршрут оказался очень интересным. Правда транспорта по этим местам очень мало. Например с Рубцовска до Славгорода всего один автобус в сутки, хотя и ежедневно. А зимой бывает, что вообще с Рубцовска из-за погоды не ходят. Я считаю, что линию зря разобрали. Она имеет прежде всего стратегическое значение, идя вдоль границы. Ну а с точки зрения повседневного использования линии, я бы предложил, как на севере перевести ее в разряд малодеятельных, а по ней пустить туристический поезд. На соленых озерах сделать по принципу зимней сказки выезд летом, например на Малиновое озеро. Но, к сожалению, по словам местных жителей за Михайловкой местами стали уже растаскивать рельсы. В общем, это очередной пример нашей близорукости.
Всем участвующим в пополнении сайта - огромное спасибо!
Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы
Страница создана 10 ноября 2009 года.