Кокошино-Дубрава

Вы можете участвовать в создании сайта, закачав свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

Кокошино-Дубрава.
  Автор: Дмитрий Кречетов.
Карта с полным списком фотографий    Осенью 2000 года в газете появились статьи о том, что варварски уничтожается единственная железная дорога, связывающая север Новосибирской области с Транссибом. Но публичное выступление Татьяны Беловой и Анастасии Журавлевой не возымели действия: дорога погибла.
   Еще одно путешествие по части погибшей дороги совершили Дима Кречетов и Данил.
    Предыстория данного похода такова. К моему младшему брату Даньке на выходные должна была приехать подружка из его родного города, которая гостила у сестер в Томске. Так как до этого в Новосибирске она не была, то я предложил стандартную экскурсионно-развлекательную программу: зоопарк, центр, ЖД музей, Академгородок, ботсад. Данилу такая программа не понравилась: это было слишком банально, а им хотелось что-нибудь необычней и экстремальней. И я предложил прогулку по какой-нибудь мертвой ветке: Мошково - Ташара, либо Кокошино - Пихтовка. Идея понравилась всем: тут и поход по необычной для них (да и меня тоже) Западносибирской низменности, заброшенные станции и деревни. Ну и конечно, ночью байки у костра о душах погибших при строительстве ЗЭКов, поездах-призраках, и прочих необычных явлениях, чтобы подружка не заскучала. В итоге был намечен маршрут от ст. Кокошино на Транссибе до поселка Пенёк (76 км): пока еще никем не исследованный участок. Я слабо верил, что мы дойдем до Пенька, но Данил был оптимистичен: "76 км по равнине - это пустяки! Мы с подружкой по горам и степям Хакасии 120 км прошли за 32 часа!". ЭТ2м-081    В четверг вечером Данина подружка позвонила и сказала, что приехать не сможет: сестры ее не отпустили. Даня ей посочувствовал, но поход решили не отменять. И в субботу, 15 июня в 8.04 утра мы выехали электричкой с Обского моря до Центра, а в 9.15 на Левой Оби сели в электричку до Каргата, которой оказалась "страшная снаружи, добрая внутри" (© Гоша Пепеляев) ЭТ2М-081.
   Так далеко на Запад на электричке я ехал впервые, Данил же вообще ни разу не пересекал мост через Обь. Как и на меня 9 лет назад, на него произвела огромное впечатление бескрайняя плоская равнина, которая тянется на многие сотни километров. Понравились и скорость на западном направлении: за Коченёво почти на всех перегонах электричка разгонялась до 100 км/ч.
Кокошино    В Кокошино приехали ровно по графику: в 11.59. Ветка на Пихтовку по всем данным уходила с западной горловины станции, поэтому мы сразу направились туда. Вскоре обнаружили ржавый путь, уходящий вправо, который через 100 метров обрывался у карликового светофора. Далее тянулась насыпь и стояли заброшенные мачтовые светофоры. На часах 12.01; наш поход по заброшенной ветке стартовал!
Рельсы обрываются...    Первые несколько сот метров мы шли через поселок. Как ни странно, насыпь здесь сохранилась полностью, только трава на ней выросла. И прямо рядом с одним домом мы увидели первую экзотику: какой-то автомобиль довоенного выпуска. Кабиной он напоминал ГАЗ-АА, передний мост подвешивался на поперечной рессоре (вроде у ГАЗ-АА такого не было?), двигатель был незнакомый, но тоже какой-то необычный. Чего только не встречается в наших деревнях!
   Когда кончился поселок, тропинка вдоль насыпи исчезла, но в целом идти было по-прежнему легко: шпалы все убраны, трава редкая и не очень высокая. Видно, что не очень давно ее подсыпали сиенитовым щебнем. У нас так часто бывает, сначала отремонтируют, а затем разберут. Сиенитовый балласт, видимо, сгодился местным жителям для хозяйства: местами в насыпи зияли ямы, а то и вообще она исчезала на несколько метров.
   На подходе к автотрассе М-51 путь нам преградили разросшиеся на всю ширину насыпи кусты - первый намек на то, что дорога будет нелегкой. Но нас такой мелочью не испугать: бодро обогнув их и пройдя под автомостом мы бодро зашагали вперед. На дороге стали попадаться вывернутые поперек шпалы, ямы от них, но все это пока было на поверхности, а не скрывалось под метровым слоем травы, поэтому мы держали скорость не ниже 5 км/ч. Не было почему-то и кровососущих насекомых. Я даже подумал, что если и дальше так пойдет, то чем черт не шутит, может и вправду до Пенька дойдем, а Данька в этом и не сомневался.
Цветущая дорога    Через час мы уже шагали по окраине села Красновка. Свежий балласт (а он периодически менялся то сиенитовый, то базальтовый) кончился, но благодаря близости к жилью по насыпи опять пошла тропинка. Встретилась заросшая крапивой яма и бетонные блоки; мы предположили, что здесь раньше был вокзал.
   Еще мы обратили внимание, что колодцы в местных поселках имеют "журавлей", что совершенно не характерно для привычной нам Восточной Сибири. Там преобладают артезианские скважины, либо "классические" колодцы (ведро цепляется к цепи, которая наматывается на колоду). Объяснили это тем, что подземные воды здесь находятся близко к поверхности.
   Но вот Красновка осталась позади, впереди 30-километровый ненаселенный участок. Тут и начались все прелести Пихтовской ветки, о которых предупреждал Всеволод. Как я сказал Даньке, когда он споткнулся об очередную спрятанную в траве шпалу: "Аккуратней, тут вам не горы!" Видимо, разборка пути на ветке проводилась простейшим образом: рельсовую плеть цепляли путеукладчиком и поднимали. Большинство шпал при этом оставались на месте, а остальную часть сбивали кувалдой, не особо заботясь, чтобы они лежали аккуратно. Костыли и прочий чермет преимущественно тоже увезли, но иногда они попадались, порой острием вверх. После разборки здесь зачем-то устроили пал (а может это просто результат низового лесного пожара), потому что большинство шпал были обугленными, местами выгоревшими полностью. Ну а природа брала свое: насыпь зарастала кипреем и прочими травами, характерными для горных выработок и пожарищ, которые надежно прятали он наших глаз все сюрпризы дороги. Сначала мы периодически спотыкались и падали, попробовали даже идти по дренажной канаве и границе леса, но там трава оказалось еще выше, да и шпалы периодически тоже встречались. Вернулись на насыпь и попытались приспособиться к ней, что удалось, вот только скорость упала примерно до 2,5 - 3 км/ч. Более точно определить не представлялось возможным: как предупреждал Всеволод, километровые знаки кто-то поснимал. Из всех ЖД знаков мы видели только табличку непонятного назначения (краска с нее облетела полностью) и знак подачи звукового сигнала. Я надеялся привязаться по автомобильным переездам и поворотам, но это оказалось тоже не очень надежным ориентиром: мелкие повороты на карте не видны, а переезды кое-где появились новые, кое-где забросили. Ну и ко всем прочим прелестям, на двух путешественников со всех окрестностей налетели изголодавшиеся насекомые: комары, пауты, оводы, слепни. Последние были размером с шершня, и откуда тут такие выводятся? Мы от них отмахивались, перебили, наверное сотню штук, но "насекомая коалиция" нас брала количеством.
   Но что это я все о негативе. Мы ведь не только скакали по шпалам и сражались с насекомыми, но и любовались природой Западной Сибири: березовыми колками, полями, степями, вдыхали степных трав и цветов, ели клубнику и костянику, которая в обилии росла между шпалами. Но ожидаемой глуши с урманом, о которой писал Всеволод, не было: поля в основном были распаханы и засеяны, периодически насыпь пересекали полевые дороги. Из диких животных встречали только ящериц, греющихся на камнях, всяких мелких полевых птичек (большинство мне незнакомы), и один раз спугнули выводок куропаток.
   Режим выработался такой: 50 - 60 минут идем, 10 - 15 минут отдыхаем. На привалах Данька периодически попивал минералку, пока я не заметил, что осталось ее всего пол-литра. Я его остановил и спросил, о чем он думает. Наивность Данькиного ответа меня поразила: "а разве тут речек не будет?". Я повторил еще раз "Тут вам не горы" и дал карту, чтобы он нашел хоть одну речку на нашем пути. Данил посмотрел карту и сказал, что не беда, в Дубраве воды попросим. Я сказал, что во-первых до Дубравы надо дойти, во-вторых, не факт, что это жилой поселок, и наложил табу на дальнейшее употребление воды до вечера. Вместе с горячим шоколадом из термоса жидкости на двоих нам осталось 1,3 литра.
   В 16.40 придорожные деревья расступились и нам открылась поляна с несколькими холмиками. Рядом с дорогой обнаружили прямоугольную яму, предположительно, бывший фундамент. А вот природу холмиков выявить не удалось, поскольку лезть в крапиву, которой они поросли, не хотелось. Скорее всего, мы наткнулись на остатки фермы или кошары. Здесь дорога делала крутой поворот на север, я сверился с картой и установил, что мы находимся примерно на 25-м километре, а значит до Дубравы осталось 12 км. Как позже оказалось, ошибся - было побольше.
   Прямо с начала этой кривой для путешественников началась лафа. Видимо, в начале 90-х никто и не думал, что в скором времени эту дорогу разберут, потому что здесь был проведен капитальный ремонт пути с установкой бесстыковых (предположительно) рельсовых плетей на железобетонных шпалах. Этот путь разбирали иначе: сначала раскручивали гайки, а затем снимали рельсы. Шпалы при этом оставались на месте, мы зашагали по ним, как по обычной ЖД. Но, оказалось, что и железобетонные шпалы для природы не помеха: через 200 метров нам опять стали попадаться заросли кипрея, березки, сухие осины, лежащие поперек, и наиболее неприятная крапива.
   Так прошли еще пару километров. Внезапно лесополоса кончилась, и дорога пошла прямо через вспаханное поле. Зрелище необычайно красивое: темное поле, березовые колки вдали и цветущая полоса бывшей железной дороги. У края поля, под тенью березок устроили коротенький привальчик. Полежали, посмотрели в голубое небо с облачками, погадали, сколько нам осталось до Дубравы и будет ли дождь (очень хотелось), а затем поднялись и пошли дальше.
   Пройдя метров 300 - 400, я обратил внимание, что все шпалы и ямы как-то разом исчезли. Да и насыпь идет вровень с землей. Данька поддакнул и сказал, что не видит бетонных столбиков. (Когда ЖД действовала, вдоль нее проходила линия связи, на деревянных столбах, которые привязывались к бетонным сваям. Сейчас столбы убрали, а сваи остались.) Мы переглянулись и поняли, что сбились с пути и ушли по какой-то просеке. Данька предложил вернуться назад, благо недалеко ушли, но я, как известно, в таких случаях назад возвращаться не люблю, а предпочитаю резать напролом без дороги. И я сказал: "Все под контролем! Мы отдыхали слева от дороги (это я точно помню). А когда пошли, то метров через 5 под нашими ногами был сиенитовый щебень (это я тоже точно помню). Значит мы пересекли насыпь и ушли от дороги вправо, то есть немного южнее. А значит, нам надо идти на северо-запад, и вскоре мы выйдем на дорогу!"
   И взяв азимут, мы пошли напрямую через колки, кусты, поля. Вопреки ожиданиям, на дорогу мы никак не выходили. После полутора километров стало окончательно ясно, что мои выводы оказались не верны, поэтому мы устроили внеочередной привал и задумались. Привожу наши рассуждения: "Судя по всему мы ушли от дороги на север, в сторону поселка Натальевский. То есть, чтобы вернуться на дорогу, нам нужно идти на юго-восток. На карте есть грунтовка, ведущая из поселка Натальевский в поселок Васильевский, и мы ее пока не пересекали. То, что она исчезла, очень маловероятно (связь между поселками всяко должна быть). Значит нужно забирать посильнее к востоку и вскоре мы выйдем на эту грунтовку. Если же местоположение мы определили опять не верно, то идя на восток с небольшим отклонением к югу, мы все равно должны выйти к Васильевскому, либо, на худой конец, на автотрассу Чулым - Куликовское."
   Приняв решение (на это ушло минут пять), мы зашагали в нужном направлении, и минут через 15 вышли на грунтовку. И все бы замечательно, но ее направление на 15 - 20 градусов не совпадало с направлением на карте. Я это объяснил неточностью карты и разницей магнитного и географического полюсов. Данька сказал, что это недостаточно для такой большой ошибки, и предложил идти прежним курсом. Я согласился с первым высказыванием, но отверг предложение: "Идем по дороге, она куда-нибудь, да приведет, а по лесу еще находимся."
   В 18.05, когда мы уже прошли по грунтовке почти 2 километра (откровенно говоря, до сих пор не понимаю, как мы так далеко залетели: ушли в сторону в течение 20 минут, а выбирались все 40), сзади показались "жигули-копейка" темно-желтого цвета. Мы проголосовали, чтобы спросить местоположение. Водитель пояснил, что дорога ведет в Васильевку (а не Васильевский, как он назван на карте), а переезд с бывшей ЖД находится в 300 метрах впереди. Узнав, что мы идем аж от Кокошино, подивился, ну и заметив, что губы у нас иссушенные, предложил воды. Я сказал, что вода у нас еще есть, но мужик, возразил: "Да мало ее у вас, а я же все равно домой еду, у меня вода осталась, берите!" И протянул бутылку из-под "Карачинской". Мы взяли, поблагодарили доброго человека и разошлись. Позже оказалось, что это была не вода в бутылке из-под "Карачинской", а минералка "Карачинская". Еще раз большое спасибо этому жителю села Васильевка!
   Далее краткая хроника дальнейшей части нашего похода:
   18.15. Мы снова идем по насыпи. О Пеньке Данька уже не думает, а прикидывает, сколько километров до Дубравы. Говорит, надо будет там купить молока, литра 2 - 3 и напиться по полной. Я с ним согласен: парное молоко - это здорово!
   18.30. Встречается первый и единственный за весь поход километровый знак - 27/28 км(P.S. Какое совпадение: на ветке Мошково-Ташара тоже единственным км столбом был 28км!), а значит до Дубравы еще 10 км. А Данька говорил, что к восьми дойдем…
   18.45 Встречаем заброшенный переезд, сразу после которого дорога резко поворачивает направо, а затем налево. По карте здесь проходила раньше грунтовка Натальевский - Васильевка, а теперь, значит, ее сместили к юго-западу. Стало понятно, почему направление нынешней грунтовки не совпадает с направлением ее на карте.
   21.15. Наконец-то жара спала, сразу выпала роса. До Дубравы так и не дошли, хотя, судя по всему, уже совсем близко, но, несмотря на Данькины возражения, я решаю устраиваться на ночлег. Даня предложил устроиться на насыпи, но я предпочел отойти немного в сторону: мало ли что, вдруг поезд-призрак все-таки существует. С дровами проблем не было, рядышком стоял сухостой. Мы быстренько наломали хвороста, запалили костер и закинули в него побольше травы, чтобы разогнать надоевших нам за день насекомых. Затем поужинали, допили остатки минералки (шоколад оставили на утро) умылись вечерней росой и легли спать под открытым небом. Рюкзак, карту и фотоаппарат я накрыл зонтиком: если ночью внезапно хлынет дождь, они не промокнут.
   Ночью мне приснился далекий шум дизеля ТЭ3. А может и не приснился, может тут есть какой-нибудь местный поезд-призрак Пихтовской ветки, состоящий из половинки ТЭ3 и пары плацкартных вагонов. Данька, впрочем, ничего не слышал, хотя не спал, добровольно взяв на себя обязанности кострового. Проснулся я в 4 утра. Светало. Как ни странно, захотелось пить, причем сильно. Из-за этого завтрак в горло не лез, а горячий шоколад жажду совершенно не утолил (больше экспериментировать не буду, лучше зеленого чая в походе ничего нет: и согревает в холод, и жажду утоляет в жару, и силы восстанавливает). Я попытался получше умыться в росе, но вышло хуже: какая-то пыльца вызвала у меня аллергию и небо онемело.
Вышли в 5 утра, когда совсем рассвело. Дорога шла под едва заметный уклон, скрываясь в легком тумане. Через 3 километра лес расступился и мы увидели слегка сокрытое туманом поле, в котором - кое-где стояли дома и виднелись мачты "журавлей". Дошли мы все-таки до Дубравы! Даньке не терпелось постучаться в любой дом, но, похоже, жители пока спали, поэтому мы просто пошли по поселку, в надежде встретить кого-нибудь, кто уже проснулся. Поселок представлял из себя невеселое зрелище: в основном заросли крапивы на месте бывших домов, остатки изб. Видно, что с закрытием дороги жизнь здесь потихоньку угасала. Единственное крепкое хозяйство с хорошим коровником и прочими помещениями для различной живности, мы увидели в центре, тут же увидели хозяина, который, сперва нас встретил не очень приветливо, но воды набрать разрешил. После мы разговорились, он подивился, откуда мы пришли, поговорили о жизни в деревне, я сфотографировал его на прощание, купили полтора литра молока и килограмм творога за 50 рублей, узнали, что единственный автобус до Чулымской идет в 9 и решил на нем и уехать. Так как до 9 надо было чем-нибудь заняться, решили прогуляться до села Куликовское. До него оказалось всего 2 километра по хорошей грунтовке. Село оказалось довольно крупным, в нем мы встретили еще одну автоэкзотику: гусеничный вездеход. Причем на верху была сооружена открытая площадка со скамейками. Хорошая вещь за ягодой на болото ездить, вот только топлива, наверное, много жрет. На окраине поселка обнаружили маленький пруд, в котором спокойно плавали дикие утки с утятами, а вместе с ними домашние гуси. Интересно, а как же предупреждение, что в связи с птичьим гриппом не допускать контакта домашних и перелетных птиц?
   К 8.40 подошли на остановку автобуса. Здесь уже собралось почти 20 человек. Я забеспокоился: как же мы влезем. Впрочем, была надежда, что будет ЛАЗ-695. Но, оказался, конечно, "пазик", причем не 3205, а старый 3201 (полноприводная версия ПАЗа-672). Давка, разумеется, была жуткой, я поступил разумно и зашел в автобус последним, поэтому разместился довольно комфортно на нижней ступеньке. Сумки все скидали на капот, закрыв этим водителю обзор правого зеркала заднего вида. Впрочем он особо не ворчал, видимо привык. В Бочино в автобус подсело еще десяток человек. Кое-как удалось закрыть дверь (она, кстати, была двухстворчатая, по типу ПАЗ 3205, видимо старая четырехстворчатая была ненадежной при такой нагрузке), водитель посчитал количество проданных билетов и сказал: "63 пассажира, ну что, едем в Васильевку?", на что пассажиры дружно ответили "Нет!", и мы покатились в Чулым.
   "Пазик" по грунтовке катился довольно резво, поэтому через полчаса мы уже были на автовокзале. Сразу пошли на вокзал (он рядом) и взяли билеты на электричку. Опять захотелось пить и умыться, мы отправились на поиски колонки, но, оказалось, что Чулым уже имеет центральное водоснабжение, и воды просто так здесь не достать. Удовлетворились купленным в магазине соком.
   На обратном пути я немного фотографировал из окна станции и платформы, пока на о.п. 3277 км в вагон вдруг не зашли мои друзья Гоша и Никита (GVP и Никитос на форуме "Транссиба"). Встреча оказалась веселой, благо впечатлений и у них, и у нас было достаточно, чтобы делиться ими всю оставшуюся дорогу.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы

Страница создана 1 августа 2006 года.