Ветка Новая Чара-Чина

Вы можете участвовать в создании сайта, закачав свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

БАМ. Ветка на крупнейшее месторождение, так и не вступившая в строй.
  Авторы:Болтенко С., Крайнов М.
   Ветка от БАМа к месторождению титано-магнетитовых и полиметаллических руд на реке Чина начала строиться в 1998 году.
   Справка: Чинейское железорудное месторождение ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд (Читинская область) - одно из крупнейших в мире. Оно обладает доказанными запасами в 1,5 млрд т (по прогнозным данным - около 30 млрд т) титаномагнетитовых железных руд с высоким содержанием ванадия. Правами на разработку месторождения владеет созданное в 1998 году ОАО "Забайкалстальинвест". 81,59% его акций принадлежит дочерней компании ООО "Базовый элемент" ЗАО "Союзметаллресурс", 6,53% - ТОО "Забайкальское горное бюро" и 5% - Комитету по управлению имуществом Читинской области. При выведении месторождения на проектную мощность на нем можно производить в год до 3,2 млн т железорудного и 600 тыс. т титанового концентрата, 23,7 тыс. т меди, 400 кг золота и 6,5 т серебра.
   Чинейское месторождение расположено в 38 километрах юго-восточнее станции Новая Чара. Протяженность дороги от этой станции до месторождения - 66 километров. На всем протяжении дороги - это зона вечной мерзлоты, сейсмоопасности силой 9 и более баллов, с частыми курумами, селе- и лавиноопасными участками. Трасса поднимается в горы до 1626 м, преодолевая крутые косогоры и глубокие расщелины, высота насыпи в отдельных местах достигает 70 м. По сведениям из интернета открытие дороги состоялось в 2001 году. Но после открытия дорога не эксплуатировалась и была во многих местах разрушена. Восстановление дороги произошло к ноябрю 2005 года, но только до разъезда 42км. Самый сложный участок остался не восстановленным.В данный момент там оборудована площадка для перегрузки карьерного оборудования из железнодорожного транспорта на автомобильные трейлеры. Напомним, ранее планировалось выполнять всю перевозку по железной дороге, однако, после того как ОАО "РЖД" отказались инвестировать 3 миллиарда рублей в проект, из семидесяти километров ветки удалось усовершенствовать чуть более половины.
   За 3 года строительства возведено 32 больших, средних и малых моста: 23 железнодорожных общей длиной 1,4 км и 9 автодорожных (свыше 230 м). Для удержания крутых склонов, пропуска селей, снежных лавин и камнепадов сооружено 2,1 км подпорных стенок и 2,8 км крытых и открытых галерей, 77 прямоугольных железобетонных и металлических гофрированных водопропускных труб, 20 фильтрующих насыпей. Выполнено 20,4 млн. м3 земляных работ.
   Посмотреть на эту уникальную дорогу мы и отправились с Михаилом Крайновым, договорившись предварительно по электронной почте. Встретились мы с ним в гостинице КОДАР, расположенной около вокзала в Новой Чаре. Миша знал водителя, который смог бы подвезти нас возможно ближе к началу дороги. Поэтому он отправился на поиски владельца собственного "УРАЛа"-вахтовки Анатолия Ивановича Мисюры, который, по имеющейся у нас информации уже несколько лет подвозит туристов из Новой Чары к началу самых популярных в этих местах маршрутов. Его адрес: ст. Новая Чара, м/р "Тополек", дом 12 кв.2. Договорился он с ним быстро. За 3000р он взялся довезти нас до шестидесятого километра дороги.
   Выехали мы в 17-00 15 июля и за два с половиной часа добрались до высшей точки дороги, остановившись около красивого горного озера, на противоположном берегу которого располагался разъезд 60км. Здесь мы решили заночевать, а с утра начать путь вниз к Новой Чаре.
   Вечер был тихим и ясным. Мы развели костерок, поужинали. Миша прогулялся по ж.д. за шестидесятый километр и мы улеглись. Хотя вечером было тепло, но ночью мы продрогли в своих спальниках.
   Утром, собрав свои пожитки по рюкзакам, мы вылезли на насыпь. Дорога в этом месте была проложена по склону, начало которого уходило метров на 100 вниз. Не успели мы пройти несколько поворотов, как оказались перед первым мостом "на спичках". Перейдя его оказались перед завалом из огромных глыб.
   Дальше дорога вышла в долину реки. Осыпи продолжались. В одном месте глыба, упавшая с горы, даже перебила опору. На 53 километре - еще один мост. Тут уж мы порезвились: облазили его сверху донизу, благо на дороге никаких признаков охраны не наблюдается. Только на сорок втором километре, где имеется разъезд, стоит пост охраны, но он, как мы поняли, создан исключительно для изоляции месторождения от посторонних посетителей.
   Постепенно дорога спускалась с перевала, но все равно вниз к реке уходил впечатляющий обрыв. Показалась незаконченная галерея. Весьма интересна технология ее строительства. Сначала укладывается фундамент, на него устанавливается труба из гофрированных стальных листов толщиной примерно 1см. Потом она обкладывается камнями, которые закрепляются послойно сеткой. Кроме того через несколько слоев кладка армируется еще резиновой толстой сеткой. Перед следующей галереей мы устроили себе обеденный перерыв.
   С противоположного берега долины в речку падали многочисленные водопады. А на речке сохранились наледи. Изредка по обочинам стояли кресты, напоминающие могилы. Но это были освященные места. Частенько попадались места, где насыпь просела, подмытая паводковыми водами.
   Через некоторое время показались открытые галереи на 43 километре. Причем рельсы обходили эти галереи стороной. Из надписи на стенке галереи стало ясно, что строил ее мостоотряд 97. После галерей (а их было три) расположен разъезд 42км, до которого иногда ходит поезд с грузами для Чинейского месторождения. Для перегрузки на автомашины там утановлен козловой кран. Когда подходили к шлагбауму, на нас накинулся свирепый пес, но охранник усмирил его. Миша объяснил, что нас вчера забрасывал в верховья водитель Мисюра.
   Уже вечерело, пора было подумывать о ночлеге. Миша предложил спуститься к речке и там расставить свои палатки. Посмотрели по карте - до речки было примерно с километр. А прошли мы за день 24км. И вот мы уже по валунам напролом через заросли ломимся к реке. Спустившись, оказались в болотистом месте со мхом по колено. Сначала было приятно идти по мягкому ковру, но потом стало трудно подымать ноги каждый раз на полметра и выше. Я уже совсем выбился из сил, когда Миша предложил сходить на разведку. Примерно через полчаса он вернулся и вывел нас по козьей тропе на берег. Местечко было чудесным, вот только для палаток места не было. Я кое как разместил свою на берегу под лиственницами, а Миша расположился прямо на камнях в русле реки. Снова костерок, ужин и на боковую. Ночью проснулись от сильного ветра и моросящего дождя. Утром дождь не перестал. Пришлось завтрак готовить в палатке на горелке и собираться под дождем. Мокрые вылезли мы на дорогу и молили бога, чтобы он послал нам попутную машину. И нам повезло: через несколько минут мы услышали сзади шум мотора и на дороге показался Урал. Как оказалось, он вез гроб, поэтому и шел в неурочное время. Через пару часов мы уже сушили свои вещички на вокзале в Новой Чаре. Так как погода окончательно испортилась, идти куда-то еще не было смысла и Миша предложил мне доехать с ним до Якутии, станции Хани. Я согласился и вечером мы отбыли с рабочим поездом на восток.
   И в заключение несколько снимков обратного пути. К сожалению, погода не благоприятствовала съемке: шел дождь со снегом, все было серо и уныло.
   Дополнение.
   Сообщение ИА "РЖД-Партнер.Ру" от 15 октября 2007г
   На Восточно-Сибирской железной дороге продолжаются восстановительные работы на ветке Новая Чара - Чина. На сегодняшний день силами работников Новочарской дистанции пути уже подготовлена отсыпка балластной призмы для последующей работы тяжелой путевой техники до 42 км.
   Комплекс путевой машинной станции восстановил уже 18 км железнодорожного полотна.
   Строительство железнодорожной линии, которая соединит Байкало-Амурскую магистраль и Чинейское месторождение ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд, включено в Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года, одобренную Правительством РФ.
   Одной из ключевых задач данной Стратегии является интенсификация малодеятельных участков и строительство и реконструкция грузообразующих линий, таких как Новая Чара - Чина.
Всем участвующим в пополнении сайта - огромное спасибо!
Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения, поправки, новые данные.
В начало
страницы
Страница создана 27 июля 2006 года.
Страница обновлена 1 февраля 2008г.