Кузбасс-ветка на Таштагол

Вы можете участвовать в создании сайта, закачав свою фотографию ЗДЕСЬ.
После просмотра и редактирования, фото будет размещено на соответствующей содержанию странице.

Кузбасс - ветка на Таштагол.
  Автор: Болтенко Сергей.
   Предистория такова. На моём сайте не было сведений о тоннеле на 506км ветки Тайга-Новокузнецк-Таштагол. Поэтому очень хотелось когда-нибудь съездить к тоннелю и всё там осмотреть. И вот в начале октября 2018г получаю от своего товарища Андрея Полеводы записочку, что он побывал там и очень советует, пока тёплая погода, съездить туда и мне. Я загорелся, просчитал маршрут и взял да и выехал 9 октября 2018г по маршруту Новосибирск- Новокузнецк-521км-Мундыбаш-Новокузнецк-Новосибирск!
   Из Новосибирска выехал в ночь на поезде №117 Москва-Новокузнецк, который отправлялся в 19:28. Билет выбрал самый дешёвый: 690р на верхнюю полку плацкартного вагона в купе рядом с туалетом. Всё равно мне предстояла бессонная ночь, т.к. в вагоне я редко когда могу заснуть.
   И действительно, провалялся на полке всю ночь, пока не прибыл в 4:30 в Новокузнецк. Дальше предстояло ехать на электричке до о.п. 521км, откуда я намеревался прогуляться пешком до о.п. 510км. Электричка отправлялась в 5:11, так что на знакомство с ночным Новокузнецком мне оставалось 40 минут.
   В пригородном вокзале позавтракал, купил билет на электричку и продолжил путь на юг.
    За окном электрички стояла тьма, фотографировать было несподручно, но я продолжал вглядываться в темноту, пытаясь увидеть вокзалы и полустанки.
   К Мундыбашу рассвело. Далее уже ехать было приятней, можно было любоваться пейзажами за окном.
   Неожиданность ожидала меня возле тоннеля. Как оказалось, о.п. 516км упразднили, а о.п. 517км перенесли на 516км, ближе к тоннелю. Но т.к. я ехал до 521км, то это меня не очень затронуло. Просто взял на заметку, что нужно редактировать карты.
   И вот, наконец, конечная точка маршрута - о.п. 521км! Выгружаюсь вместе с тремя рыбаками на пустую платформу, вокруг ни единого домика. Только потом на карте увидел, что несколько домов находятся на горке за лесом и с платформы не просматриваются. Удивительно, почему здесь живут люди, что они там делают? Всегда задаюсь этим вопросом, когда попадаю в какое-нибудь заброшенное село. Однако, просто живут - и всё!
   Рыбаки побросали свой скарб возле платформы и исчезли в кустах по направлению к реке. Я же, сфотографировав о.п., двинулся в сторону о.п. 517км.
   Дорога проходит по живописной местности, извиваясь согласно руслу реки. Сначала идёт по берегу р. Мундыбаш, потом, с 518км, уходит вдоль притока Мундыбаша - речки Анзас.(Здесь я описываю дорогу согласно своему маршруту: с большего км к меньшему, от 521км к 510км). В конце 517км на берегу р. Анзас разместилось несколько домиков, раньше здесь была платформа о.п. 517км. Здесь же ж.д. пересекает р. Анзас по арочному мосту.
   Вот, наконец, и о.п. 517км. Прошёл 5,5км за 1,5 часа (вышел из электрички на 521км в 8:18, пришёл на о.п. 517км в 9:44). За это время по дороге не прошло ни одного поезда. И тут со стороны Таштагола послышалось слабое тарахтение дизеля. Я приготовился встречать что-то типа ТЭМ-18, но мне сказочно повезло: вместо тепловоза на путях показалась мотриса АС-01, которая ещё не попадала в мой кадр!
   После съёмок на о.п. 517км предстояло самое главное в этой поездке: осмотр храмового комплекса и тоннеля. Дело в том, что планируя поездку, я неожиданно натолкнулся в Интернете на описание "Кузбасской голгофы". По этой легенде строительством тоннеля занимались заключённые Сиблага в 1939г. Они в праздник Пасхи весной 1939г хотели устроить выходной день, за что жестоко поплатились. Несколько сотен заключённых во главе со священнослужителями было расстреляно в лагерном посёлке Петухов Лог, который находился рядом с тоннелем. Но по другим источникам было расстреляно (или погребено заживо) только 12 священнослужителей. Так что вопрос остаётся неясным.
   Всего в этом распадке установлено 4 поклонных креста якобы на местах захоронений. Построены: деревянный храм в честь Новомучеников и Исповедников Российских, часовня, купель, гостевой дом для паломников. Всё это на фоне красивейшей природы Горной Шории. Даже не верится, что 80 лет назад тут в невероятных мучениях и лишениях строилась железная дорога.
   В третьей декаде июня каждого года Кемеровская митрополия приглашает верующих на крестный ход-езд к храмовому комплексу в честь Новомученников и Исповедников Российских в п. Петухов Лог Таштагольского района (516 км). Он организуется на электричке Новокузнецк-Таштагол, т.к. дороги до посёлка не существует. Но и в течение года сюда приезжают паломники, чтобы почтить память погибших заключённых-строителей железной дороги. Вот и я вместе с приехавшими в этот день двумя женщинами поставил свечку в часовне. Я отправился из посёлка к тоннелю и далее до о.п. 510км, а они остались, чтобы окунуться в купель. Хотя погода была близка к нулевой и иней на траве только-только растаял.
   Тоннель оказался не трёхсотметровым, как было написано в интернете, а всего лишь 100 с небольшим метров. Причём начинали вырубать тоннель с учётом второго пути. Но породу на месте второго пути так до конца и не выбрали и теперь в тоннеле всего лишь один путь. Когда я выходил из тоннеля с противоположной стороны, навстречу послышался шум приближающегося поезда. Успел только сфотать, как грузовой въезжает в тоннель и вагоны на мосту перед тоннелем.
   Сразу за тоннелем расположен мост через р. Анзас. А за мостом километровый столб - 515км. Топать мне осталось 5км до о.п. 510км. В начале 515км снова показался мост , уже третий через р. Анзас. Возле него была стоянка рыбаков с кострищем и мусором и даже оставленной пачкой соли. Остановился и я перекусить. А на 514км меня снова ждал очередной мост, в этот раз через ручей, впадающий в Анзас. Недалеко находилось путейское здание и около него копошились путейцы, поэтому здание в объектив не попало.
   Следующий мост пересекал Анзас и находился на 513км. Теперь Анзас находился слева от ж.д., если двигаться к Мундыбашу. На 512км ж.д. пересекли две мощные ЛЭП. И вот уже показались домики о.п. 510км. Тоже непонятные домики: то ли дачи, то ли постоянное жильё. К ним от платформы был перекинут хлипкий висячий мостик. Пришёл я на о.п. за 50 минут до прихода электрички, поэтому пришлось посидеть на лавочке, прогуляться до подвесного моста к речке. До Алгаина уже не пошёл, боялся, что не успею. В 13:38 электричка прибыла и забрала меня - единственного пассажира на этой платформе.
   В электричке неожиданно встретился с теми двумя женщинами, которые остались возле купели в Петуховом Логу. Они, как старые знакомые, стали показывать мне видео своего омовения, снятого на телефон. Рассказали о том, что помогли мужчине, живущему при церкви, сготовить обед, и сами отобедали. Они вышли из электрички на ст. Тенеш. Новое на станции: там украсили привокзальную площадь медведями!
    До этого проехали разъезд Алгаин, где стояли полуразрушенные дома и такая же школа на пригорке. Я же решил не ехать до Новокузнецка, а выйти в Мундыбаше, на о.п. Кузнецкий Артек, чтобы сфотать храм и часовню. В Новокузнецк потом можно было уехать на электричке, идущей от Мундыбаша в 16:35.
   В Мундыбаше целью моей экскурсии были храм и часовня. Их хорошо было видно прямо с платформы о.п. Кузнецкий Артек, которая находилась в 3-х километрах от вокзала. Здесь располагается большой микрорайон Мундыбаша, построенный, вероятно, для работников обогатительной фабрики. Сейчас фабрику порушили, чем будет жить посёлок - неизвестно. На карте увидел большой дом культуры, хотел было добраться и до него, но где-то ошибся на местности и к нему не вышел, а время уже поджимало. Так что остался он не задокументирован. Вообще напряжно карабкаться по улицам микрорайона на гору, как там люди перемещаются, трудновато им приходится.
   Из Мундыбаша выехал на электричке ЭД4М-0108 в 16:39. Быстро промелькнули Осман, Малиновка, Сарбала, Калтан, о.п. 405км, Осинники и вот уже снова вечерний Новокузнецк. Прогулялся по вечерним улицам, снова перекусил в зале ожидания пригородного вокзала и подался на посадку в поезд 117, который отправлялся в 22:00. Залез снова на вторую полку, послушал байки, сидящего на боковой сидушке, водителя, и благополучно заснул. В этот раз бессонница меня не мучила, умотался за день изрядно, да и предыдущую ночь не спал. В 7:00 был уже в Новосибирске.
Всем участвующим в пополнении сайта - огромное спасибо!
Присылайте и вы свои материалы, если у вас найдется что-то интересное.
Уважаемые посетители! Пишите ведущему раздела - ваши комментарии, мнения,
поправки, новые данные.
В начало
страницы
   

Страница создана 10 ноября 2018 года.